Методическая тема школы:«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях работы по ФГОС и реализации национального проекта "Образование».
Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.
Задачи:
Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (ноо - обновленное содержание) и ФГОС основного общего образования ( ООО - обновленное содержание).
Создать условия (организационно-управленчиские, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.
1. План методической работы школы на 2019-2023 уч.год
2.Расписание занятий внеурочной деятельности на 2019-2020 уч.год
3.График проведения классных часов и мероприятий на 2019-2020 уч.год
4.Реализация программ и планов
Методические объединения. План работы на 2019-2020 учебный год.
- МО учителей гуманитарного цикла
- МО учителей естественно- математического цикла
- МО учителей начальных классов
Передовой педагогический опыт
Антипова Валентина Сергеевна - учитель начальных классов.
Тема профессиональной деятельности педагога: «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС»
Цель профессиональной деятельности: развитие мыслительной деятельности обучающихся через использование элементов инновационных педагогических технологий.
Задачи профессиональной деятельности , обеспечивающие достижение цели:
- развитие мотивации деятельности для повышения интереса к процессу обучения;
- развитие у обучающихся умения ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи и делать умозаключения, видеть смысл информации, понимать проблему в целом (развитие мыслительной деятельности)
-развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;
- формирование важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;
-формирование коммуникативных умений;
-формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида; - использование приёмов и методов обучения технологии развития критического мышления с целью развития эмоционально – чувственной сферы ребёнка, формирование у них таких важнейших нравственных качеств личности, как:
а) толерантность (умение уважать друг друга, принимать каждого человека таким, каков он есть на самом деле, умение терпимо относиться друг к другу);
б) эмпатия, как регулятор социального поведения людей (умение сопереживать и сочувствовать другим людям);
в) критическое мышление (способность применять обдуманные, взвешенные решения)
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жестокие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо , чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому Валентина Сергеевна учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. А для этого ищет новые формы работы.
На уроках, работая с детьми, к примеру, над текстами, она заметила, что не всегда ученики читают его вдумчиво, умеют выделять из него самое главное. Обучающиеся ждут, что учитель дает им готовые знания, показывает примеры, образцы. При самостоятельном изучении темы учащиеся читают текст бегло, не понимая его смысла. Дети воспринимают изображенное неточно, порою неверно, замечают лишь основное и пропускают все, что их затрудняет. Некоторые обучающиеся не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной части. Поэтому поиск таких методов, приемов и технологий в целом, которые помогли бы развить мыслительные способности обучающихся и позволили бы научить их мыслить продуктивно, она поставила приоритетным направлением в своей педагогической деятельности.
Такой технологией, способной решить эту проблему, она считает технологию развития критического мышления.
Для того чтобы раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, она учить так, чтобы детям было интересно. Применяет на уроках различные формы и приёмы работы, которые отличаются разнообразием, направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы (информационные технологии, технология сотрудничества, реализация проблемного подхода, технология развития критического мышления).
Особое внимание уделяет технологии развития критического мышления.
Целенаправленно на каждом уроке использует задания, направленные на развитие критического мышления, так как считает, что именно с ним в будущем будет связана способность обучающихся принимать обдуманные, взвешенные решения
Использование технологии развития критического мышления позволило ей достигнуть следующих результатов:
- изменять отношение детей к урокам (более 80% моих учеников после изучения какого- либо материала продолжают самостоятельно и более углубленно изучать эту тему);
- повышать познавательное отношение к изученному (дети учатся показывать свое исследовательское отношение , желание глубже вникать в суть проблемы);
- развитие положительного отношения к заданиям творческого и проблемно- поискового характера;
- изменение у обучающихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы ( по сравнению с 1 классом они стали восприниматься ими более спокойно, возрастает умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- создание атмосферы доверия, сотрудничества в системе «учитель- ученик- класс», выработка осознанного отношения к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Поскольку данная технология (ТРКМ) предполагает не только индивидуальную работу, но и работу в группах, парах, то обучающиеся становятся более внимательными, учатся выслушивать мнение каждого.
Обучающиеся показывают стабильные положительные результаты освоения образовательных программ.
В течение 3-х лет успеваемость составляет 100%. Наблюдается положительная динамика успешности обучения ( до 72%)
Уровень мотивации у детей к обучению составляет: высокий уровень школьной мотивации- 38%; хорошая школьная мотивация- 38%; положительное отношение к школе- 24%; низкая школьная мотивация- 0 %; негативное отношение к школе- 0 %
При проведении внешней экспертизы (ВПР 2019г.)
достигнуты следующие результаты:
Русский язык
Ниже базового уровня -0%,
базовый уровень-33,33%,повышенный уровень 66,67%.
Математика
ниже базового уровня 0%, базовый уровень 33,33%, повышенный уровень -66,67%
Окружающий мир
ниже базового уровня -0%; базовый уровень -33,33%, повышенный уровень -66,67%.
Её ученики принимают активное участие в викторинах, предметных неделях, что свидетельствует о сформированности повышенного интереса к изучению предметов в начальной школе.
Валентина Сергеевна делится приобретенным опытом с коллегами на разных уровнях. Неоднократно выступала на педагогических советах школы с докладами («Адаптация первоклассников к школе» (2019 г), «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности» (2018 г), «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе» (2019 г). В рамках работы ШМО учителей начальных классов выступал с материалами по темам: «Критерии результативности образовательного процесса» (2018 г), «Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности» (2018 г). Выступала на семинаре- практикуме школы с материалами по теме «Современные технологии обучения при работе с обучающимися начальных классов. Технология развития критического мышления». (2019 г)
Разработала специальную индивидуальную программу развития для ребёнка с умеренной умственной отсталостью.
Валентина Сергеевна является наставником молодых специалистов в школе, базовым классом для подготовки специалистов среднего звена (сотрудничество с ГАПОУ Новосибирской области (Татарский педагогический колледж).
Бережинская Людмила Васильевна закончила Новосибирский государственный педагогический университет, специальность - география, квалификация - учитель географии средней школы. Стаж педагогической работы - 27 лет; в данном учреждении 19 лет.
Тема профессиональной деятельности: «Формирование результатов эффективности предметных знаний по географии в условиях ФГОС ООО через использования современных технологий».
Целью её работы является формирование результатов предметных знаний в курсе географии на основе системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
– эффективно использовать в учебно–воспитательном процессе элементы современных образовательных технологий, способствующие развитию предметных знаний на уроках географии и качественной подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации;
– развивать у обучающихся умения ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения, видеть смысл информации, понимать проблему в целом (развитие мыслительной деятельности);
– формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
– развивать умения находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; добывать и понимать информацию, применять полученные знания и умения на практике;
– активизировать познавательную деятельность учащихся через систему нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
– раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
– сформировать у обучающихся потребность использовать знания, полученные в ходе изучения географии, при анализе и оценки событий прошлого и современного состояния общества;
– воспитывать в сознании учащихся патриотические ценности и устойчивую гражданскую позицию.
И главная задача – добиваться уровня конкурентоспособности обучающихся и повышения качества знаний.
Актуальность выбора данной темы состоит в том, что главная задача современной российской школы направлена на формирование конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Она считает, что в связи с этим возрастает развивающая роль уроков географии, потому что этот предмет напрямую связан с формированием у учащихся собственной гражданской позиции, с воспитанием поликультурности и толерантности, с развитием креативного мышления и готовности к диалогу.
Работает в сельской школе более 20 лет, с опытом выросло чувство ответственности перед детьми и родителями за качество преподавания предмета, что и является основой мотивации её педагогической деятельности. Она нашла такой подход, который обеспечил ей эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, связана с решением творческих задач характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий, собственные выводы и наблюдения. На уроках в основе процесса обучения лежит работа с текстом. По её мнению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Людмила Васильевна считает, что при работе с текстом не так важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать. На своих уроках она создаёт такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Традиционными в нашей школе стали предметные недели «Географии». К планированию недели географии Людмила Васильевна привлекает самих учащиеся, учитываю их интересы, запросы, предложения и пожелания, и при этом каждый чувствует себя ответственным за его выполнение. Неделя географии способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. По её мнению, одним из главных показателей успешности проведенных мероприятий выступает высокий уровень сотворчества, сотрудничества учащихся и педагогов. Положительной стороной предметной недели является разнообразие проводимых в ее рамках мероприятий, где каждый ученик может найти себе занятие по интересам, что позволит обеспечить большой процент вовлеченности учащихся. По окончанию предметной недели проводится торжественное награждение грамотами и призами всех участников мероприятий
У учителя наблюдается положительная динамика успешности обучения учащихся по предмету (с 59% до 70%). По итогам проведения комплексных работ по оценке сформированности учащимися 5-6 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умения работать с информацией) ребята показали среднее значение по классу 56 % от максимального балла. При проведении внешней экспертизы (Всероссийская проверочная работа по географии в 11 классе, 2018 г.) достигнуты следующие результаты: базовый уровень -25%; повышенный уровень- 75%. География 6 класс: базовый уровень – 40%, повышенный уровень – 60% Учащиеся выбирают предмет «География» для сдачи Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и показывают стабильные результаты. Её учащиеся принимают активное участие в викторинах, предметных неделях, творческих выставках на уровне школы и района, что свидетельствует о сформированности повышенного интереса к изучению географии в школе. Ребята осуществляют проектную деятельность и защищают свой продукт на школьной ученической конференции «Мы познаем мир» и мини проекты на уроках. Работая над проектом, учащиеся приобретают ценный опыт работы с различными источниками информации: книгой, архивным материалом, документами личного, семейного характера, статистикой и т.д., что делает процесс обучения не только интересным, но и ценным в развитии личности учащегося.
Штенгауэр Галина Леонидовна, учитель истории и обществознания, стаж работы 23 года. В 1997 год окончила Татарское педагогическое училище, преподавание в начальных классах, учитель начальных классов общеобразовательной школы; в 2016 году, Новосибирский государственный педагогический университет, история, учитель истории
Тема самообразования:
«Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством метода «MIND MAPS» (интеллект-карт) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО».
Целью её работы является формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания на основе системно-деятельностного подхода к процессу обучения, формирование прочной гражданской позиции и устойчивое нравственное поведение учащихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи профессиональной деятельности , обеспечивающие достижение цели:
– эффективно использовать в учебно–воспитательном процессе элементы современных образовательных технологий, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий и качественной подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации;
– развивать умения находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
– раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
– сформировать у обучающихся потребность использовать знания, полученные в ходе изучения истории, при анализе и оценки событий прошлого и современного состояния общества;
И главная задача – добиваться уровня конкурентоспособности обучающихся и повышения качества знаний.
Поэтому задача выбора эффективных путей обучения истории с ориентацией на требования ФГОС ООО обрела для неё практическую значимость. На её уроках в основе процесса обучения лежит работа с текстом. По её мнению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Она считает, что при работе с текстом не так важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать. Она классифицировала в таблицу приёмы и методы, которые помогают ей формировать на уроках ключевые компетенции обучающихся. Галина Леонидовна применяет разные приёмы по формированию познавательных УУД, но её ученикам нравится работа по составлению интеллект-карт. По её мнению, этот метод является актуальным и результативным в развитии познавательных универсальных учебных действий.
В её кабинете собран богатый материал, схемы, таблицы, перфокарты, тесты, индивидуальные карточки, методические и учебные пособия.
Ею разработана методическая разработка урока «Олимпийские игры в древности» и мультимедийное дидактическое пособие к нему, вошедший в районный мультимедийный сборник «ИнфоШкола - 2018».
Опубликован опыт работы по теме «Внеурочная деятельность как мотивация учащихся к изучению истории», который вошел в дидактический сборник методических разработок Татарского района.
Она является постоянным членом в составе комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа «Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию». Ею разработаны олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию для учащихся Татарского района.
В своей работе она старается идти в ногу со временем и не стоять на месте для этого совершенствую методы обучения и старается применять новые приёмы по формированию познавательных УУД. Её ученикам нравится инновационная работа по составлению интеллект-карт. Интеллект-карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps) – разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект–карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления». По её мнению, метод «MIND MAPS» (интеллект-карт) является актуальным и результативным в развитии познавательных универсальных учебных действий.
«MIND MAPS» (интеллект-карта) – это графическое, многомерное представление информации. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблему, которую мы рассматриваем. Интеллект-карта – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка, третьего и т.д.
|
|